суббота, 24 марта 2012 г.

О валянии шерсти. История


Из глубины веков все рядом и знакомо

С чего все начинается? С путешествия. Что такое путешествие? Погружение в неизвестное новое или просто забытое старое. По пути на самолет или выходе из музея, на базарных площадях и в модных бутиках всего мира нас встречают и провожают лучшие образцы рукотворных товаров, которые представляют лицо страны и народа здесь проживающего.
О чем рассказывает узор шерстяного стеганого жилета или орнамент национального головного убора? Что означают завитки на ковре, напоминающие бараний рог, и откуда столько тепла в мягком халате и маленькой фетровой игрушке? Ответы на эти вопросы тоже путешествие.
Тысячи лет назад люди вынуждены были перемещаться на большие расстояния в поисках лучшей жизни для себя и своих потомков. Обустраивая свой быт, человек подружился и одомашнил собак и лошадей, научился управлять большими отарами овец. Овцы ели солнечную траву, выращивали на своих боках шерсть, отдавали её человеку. Так появилось изобретение кочевых народов, вошедшее в общемировую культуру – войлок.
Войлок - естественный, природный, нетканый текстильный материал из натуральной овечьей шерсти, податливый и хорошо сохраняющий форму.



Валяние шерсти возникло и развивалось независимо в таких регионах как Тибет, Памир, Горный Алтай, Кавказ, Карпаты, Балканы, Передняя и Средняя Азия (Иран, Афганистан, Казахстан, Киргизия, Монголия), Финляндия, Норвегия, Перу. Динамичные и подвижные народы Азии и представители высокогорий по достоинству оценили возможности и качество свалянной вручную овечьей шерсти: легкая, износостойкая, непромокаемая, она предохраняла от дождя, холода или жары. Из войлока изготавливали покрытия для юрт и предметы интерьера (ковры, дорожки, подушки), скотоводческое снаряжение и домашнюю утварь. Люди рождались, спали, ели и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду и обувь, украшали себя, сберегали лошадей под войлочной попоной. В военном деле войлок использовали как заменитель кольчуги, им обшивали верх крепостных стен при обороне городов, чтобы там застревали стрелы. Для большинства кочевых народов войлок был единственным известным видом текстиля.
Первые войлоки, датированные 3 тыс. до н.э были найдены на территории современной Турции. Самые известные, так называемые «пазырыкские войлоки» (6-5 в. до н.э.), из раскопок древних курганов Горного Алтая хранятся в Государственном Эрмитаже (Россия).
Валяние войлока процесс волшебный и включает в себя несколько последовательных операций. При химическом (мыльном, ощелачивающем) и механическом (катание, протирание, уваливание) воздействии волоски овечьей шерсти расслаиваются, проникают друг в друга, сцепляются и образуют уникальную по качеству структуру. Десятки различных способов выкладывания и обработки изделий позволяют создавать бесконечное разнообразие предметов и рисунков.
Сначала, необходимо прочесать, растеребить, распушить и разложить шерсть согласно задумке, обрызгать мыльной водой или молочной сывороткой, свернуть в рулон. Рулон покрыть защитной тканью или циновкой, перевязать веревками, чтобы в процессе валки рисунок и форма изделия не разрушились. Далее катать рулон по земле от одного человека к другому или буксировать всадниками (да и на ослике можно!) на некоторые расстояния. Время от времени разворачивать рулон с целью выявления возможных изъянов. Так получают крупные куски войлока для изготовления ковров или различных частей юрты. Мелкие куски, идущие на изготовление домашней утвари и обуви, просто сбивают и уминают руками.
До наших дней дошли несколько основных войлочных традиций: иранская, пазырыкская и сюнская (территория современной Бурятии). Их различают по способам вваливания узора, изготовления тончайших аппликаций необычайно ярких цветов или стежки сухожильными нитями, имитации мозаики и инкрустации в рисунках. Вместе с войлоком можно использовать ткани и кожу, различные декоративные вышивки, украшение ракушками и бисером. Изредка встречается роспись по войлоку. Изделия из войлока, как правило, украшают традиционным орнаментом. Цвет, форма и содержание орнамента это символический язык в котором сохраняется дух времени и запах культур. Формы изделий сообщают об эпохе с ее достижениями, знаниями, опытом, ценностями и предпочтениями. Практически всегда, орнаменты представляют собой стилизованные изображения некоторых частей животных: хвост собаки, рога горных козлов, когти птиц и т.д., которые в свою очередь являются особыми знаками, имеющими определенный смысл и значение.


В разных регионах традиции войлоковаляния имели свои особенности. Не удивительно, что и оседлые народы со временем переняли секреты изготовления войлочных изделий. Славяне кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подваляные материалы, в основном сукно, которое использовалось для изготовления верхней одежды. В России понятие «войлок» связано в первую очередь с валенками, которые появились всего лет двести тому назад. Сначала как праздничная, и позднее как повседневная обувь.



В современной Европе создание бума на художественный войлок в 60-х годах 20 века принадлежит культовому немецкому художнику Йозефу Бойсу (1921-1986). Благодаря личным переживаниям будущего основоположника постмодернизма и мастера перфоманса войлок вошёл в арсенал современных артистических материалов. Во время Второй мировой войны Бойс служил в авиации и его самолет был сбит в Крыму. Израненное тело летчика подобрали в степи татары-кочевники, которые лечили его древними ритуальными и традиционными методами: раненого обмазывали топленым бараньим жиром и заворачивали в войлок. Чудесное спасение и выздоровление стали решающими для последующей творческой карьеры художника. В своих многочисленных инсталляциях он заворачивал в войлок предметы (стулья, кресла, рояли) и сам закутывался в него. Это возродило интерес к истории материала и дало новый толчок для всплеска идей в среде художников и дизайнеров, подтолкнуло промышленность выпускать специально окрашенную шерсть и различные аксессуары для этого увлекательного рукоделия. Расширился интерес к редким и особенным породам овец.
В 1984 г. была создана и успешно развивается международная ассоциация по валянию из войлока (International Feltmakers Association (IFA). Главная цель организации - сохранение, развитие и распространение древнего ремесла во всем мире. Ассоциация объединяет около тысячи членов. Проводятся международные конференции, выставки и мастер-классы, организуются обучающие поездки в страны, где сохранились традиционные навыки войлоковаляния. Благодаря этому, даже начинающий, увлеченный «валяльщик» знает, что такое казахский сырмак и киргизский ширдак.
Последние тридцать лет войлоковаляние, как древнейшее текстильное искусство переживает второе рождение, превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму любопытного художественного выражения. Используются все известные приемы изготовления войлоков и изобретаются новые. Рождаются неожиданные креативные решения – так в Японии придумали протирать шерсть тонкорунных овец через натуральный шелк (техника получила название нуно-войлок), в моде войлочные аксессуары, украшения и интерьерные объекты из войлока, войлочные картины, шторы и тонкие покрывала.


Как сказал венгерский этнограф Иштван Видак, изучавший традиции войлоковаляния у разных народов, и сам в совершенстве им владевший: "Чтобы делать войлок, вам не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда". Но, пожалуй, именно этим и привлекательно искусство войлока.
Хотите отправиться в путешествие? Запустите пальцы в таинство овечьей шерсти, почувствуйте, как они вязнут в неизвестном, добавьте чуть-чуть мыла, воды и фантазии. Валяйте! Насладитесь полученным результатом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...